герб Российского Императорского Общества

ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ |


Рассылки rushunt.ru
Российское Императорское Общество Правильной Охоты



Создание сайтов
Главная > Библиотека кинолога > Конрад Лоренц > Человек находит друга > Как вероятно это все начиналось

КАК ВЕРОЯТНО ВСЕ ЭТО НАЧ?НАЛОСЬ

 


Дана им мудрость тонкая чутья, и по лицу, по виду человека,

Цель тайную его прочесть умеют.
Не раз спасенье обретали мы, в том свойстве, что самим нам недоступно.
Купер

Сквозь густые заросли высоких степных трав пробирается кучка нагих людей - первобытная орда. Да, это, несомненно, люди такие же, как мы с вами, их сложение ничем не отличается от сложения современного человека. В руках они держат копья с костяными наконечниками, а некоторые даже вооружены луками и стрелами, однако в их поведении есть что-то, чего в на?е время нельзя найти даже у племен, стоящих на самом низком уровне развития, что-то, что мы привыкли замечать только у животных.

Эти люди еще далеко не владыки Земли, бесстра?но взирающие на все, что их окружает. Нет, ни то и дело испуганно оглядываются через плечо, и их темные глаза все время беспокойно бегают. Они ведут себя, как олени, как гонимые животные, которые должны быть все время настороже. Они стараются подаль?е обходить кусты и купы деревьев, где, возможно, прячется хищник, а когда навстречу им, за?ур?ав ветками, внезапно выскакивает крупная антилопа, нервно вздрагивают и поднимают копья, готовясь обороняться. Но тут они узнают безобидное травоядное, и страх сменяется облегчением: они начинают возбуждено переговариваться, а потом раздражаются радостным смехом.

Однако веселье быстро угасает: орда охвачена унынием, и что вполне понятно. Недавно другое, более сильное и многочисленно племя вытеснило их из привычных охотничьих угодий, и вот они вынуждены уходить все даль?е на запад, а эти места им совсем незнакомы, и к тому же здесь встречается боль?е опасных хищников, чем там, где они обитали рань?е.

?х прежний предводитель, опытный старый охотник, погиб несколько недель назад - его растерзал саблезубый тигр, который ночью подкрался к стойбищу и схватил девочку. Все мужчины кинулись на тигра с копьями. Предводитель был впереди, и удар огромной лапы обру?ился именно на него. Девочка была уже мертва, а старый охотник умер от ран на другой день. Правда, и тигр, пораженный копьем в брюхо, неделю спустя сдох, но это нисколько не облегчало положение орды. Теперь в ней осталось только пять мужчин, а пятерым мужчинам не под силу защитить женщин и детей от крупного хищника. Да и новый предводитель далеко не так опытен и силен, как погиб?ий. Зато лоб у него вы?е и выпуклее, а глаза более живые и сметливые.

Боль?е всего орда страдает от недосыпания. В своих родных местах люди спали вокруг боль?ого костра, а кроме того, у них была стража, хотя осознали они это только теперь. По ночам их стоянку тесным кольцом окружали ?акалы, которые следовали за ордой, подбирая объедки. Людей и их назойливых спутников не связывала никакая дружба. В ?акала, пытав?егося подобраться поближе к костру, летели камни, а иногда и стрела, хотя охотники предпочитали не расходовать стрелы на таких малосъедобных зверей.
 
Ведь даже и в на?и дни у многих народов собака считается нечистым животным из-за своих предков - мусорщиков. Тем не менее ?акалы приносили первобытным людям несомненную пользу: следуя за ними, они в какой-то мере избавляли их от необходимости выставлять часовых, так как начинали тявкать и завывать, едва неподалеку появлялся опасный хищник.

Люди, еще не умев?ие мыслить абстрактно и живущие только настоящей минутой, не замечали помощи своей четвероногой свиты. Но сейчас они ли?ились этой помощи, и по ночам вокруг их стоянки воцарялась такая жуткая и зловещая ти?ина, что даже те, кто не должен был сторожить сон остальных, не ре?ались сомкнуть глаз. Вот почему все они были истомлены, и особенно пятеро мужчин, которым теперь, когда их осталось так мало, постоянно приходилось перенапрягать внимание.

Так члены этой маленькой орды, усталые, измученные и телом и духом, продолжали плестись по степи, вздрагивая при каждом неожиданном ?орохе и хватаясь за копья и луки, - но теперь они все реже разражались хохотом, когда тревога оказывалась ложной. Начинало смеркаться, и в них пробуждался ужас перед наступающей ночью; ими владел тот страх перед неведомым, который давно про?ед?ие эпохи так сильно запечатлелся в мозгу человека, что даже в на?и дни ночная темнота пугает ребенка, а для взрослых служит символом зла.

Это древние воспоминания о тех временах, когда силы мрака, воплощенные в хищниках-людоедах, кидались из непроницаемой тьмы на свою двуногую добычу. Для на?их первобытных предков ночь, несомненно, таила в себе неисчислимые ужасы.

Люди сбиваются в тесную кучу, начинают оглядываться в поисках удобного места для ночлега подаль?е от густого кустарника, грозящего внезапным нападением. Когда такое место будет найдено, они после длительной и сложной процедуры добывания огня разожгут наконец костер, поджарят и разделят скудную еду.

Сегодня им удалось раздобыть уже сильно "тронутые" останки вепря, не доеденные саблезубым тигром, от которых мужчины не без труда отогнали гиеновых собак. Нам эти кости с лохмотьями гниющего мяса вряд ли показались бы аппетитными, но члены орды поглядывают на них с голодной жадностью.

Несет добычу сам предводитель, чтобы не подвергать соблазну более безответственных своих собратьев. Внезапно группа останавливается, точно по команде. Все головы поворачиваются, и, подобно встревоженным оленям, люди сосредоточивают зрение, слух и обоняние на одном - на том, что настигает их сзади, оттуда, откуда они при?ли. Они услы?али звук, сигнал, поданный животными.

Но он в отличие от боль?инства подобных звуков, как ни странно, не означает опасности, хотя подают такие сигналы только преследователи, а жертвы давно уже научились хранить полное безмолвие. ? этот звук напоминает скитальцам об их родных местах, о днях, когда их подстерегало мень?е опасностей, когда они были счастливы.

Где-то далеко позади завыл ?акал! ? орда с детской, почти обезьяньей импульсивностью уже готова кинуться обратно - туда, откуда доносится вой. ? тут молодой предводитель с высоким лбом совер?ает замечательный, хотя и не понятный для остальных поступок: он бросает останки вепря на землю и принимается отдирать боль?ой лоскут кожи с бахромкой мяса. Дети, ре?ив, что сейчас будут распределять ужин, подходят к нему поближе, но он отгоняет их сердитым бурчанием, кладет оторванный кусок на землю, взваливает вепря на плечи и делает знак орде продолжать путь.

Едва они проходят несколько ?агов, как мужчина, стоящий на следующей иерархической ступени - он даже сильнее предводителя, но далеко не так сообразителен, - оборачивается и с вызывающим видом указывает глазами и движением головы (не руками, как сделали бы это мы) на бро?енный лоскут кожи. Предводитель хмурится и идет даль?е.

Вскоре второй мужчина поворачивается к оставленному мясу. Предводитель кладет свою но?у, бежит за ним и в ту секунду, когда тот подносит тухлое лакомство ко рту, толкает его плечом так, что он чуть не падает. Они стоят друг против друга с угрожающим видом, наморщив лбы и оскалив зубы, но потом второй мужчина опускает глаза и, что-то бормоча, догоняет орду.

? никто из них не сознает, что они только что были свидетелями события, кладущего начало новой эпохе, свидетелями гениального прозрения, историческая роль которого неизмеримо превосходит разру?ение Трои или изобретение пороха. Это не понимает даже сам высоколобый предводитель.

Он поступил так импульсивно, не отдавая себе отчета в том, что им руководит желание подманить ?акалов, заставить их преследовать за ордой. Он инстинктивно и верно рассчитал, что ветер, который дует им навстречу, донесет запах мяса до ноздрей воющих ?акалов.

Орда продолжает идти, но по-прежнему нигде не видно достаточно открытого места для безопасного ночлега, и несколько минут спустя предводитель повторяет свой странный поступок, а остальные мужчины сердито ворчат, протестуя. Когда же он отрывает третий лоскут кожи, они почти выходят из повиновения, и предводителю удается настоять на своем только после бе?енной вспы?ки первобытной ярости.

Но вскоре заросли редеют и начинается открытая степь. Предводитель сбрасывает останки вепря на землю, к ним подходят остальные мужчины и начинают, ворча и угрожая друг другу, делить ароматный деликатес на кучки, а женщины и дети тем временем собирают топливо для костра, который должен гореть всю ночь.

Ветер стихает, и в наступив?ем безмолвии чутких слух первобытных людей улавливает очень далекие звуки. Внезапно предводитель подает негромкий сигнал - все замолкают, настораживаются и застывают в неподвижности. До них вновь доносится вой, но более громкий, чем рань?е, - ?акалы на?ли первый лоскут кожи, и, судя по рычанию и визгу, между ними завязывается драка.

Предводитель улыбается и делает знак остальным продолжать работу. Некоторое время спустя рычание и щелканье зубов раздаются еще ближе. ? вновь люди внимательно прислу?иваются.
Внезапно мужчина, который первым хотел вернуться к оставленному мясу, оборачивается и напряженно вглядывается в лицо предводителя. Тот с удовлетворенной ухмылкой слу?ает рычание дерущихся ?акалов.

Теперь, наконец, второй мужчина понимает его намерение. Схватив пару почти дочиста обглоданных ребер, он с улыбкой подходит к вожаку, толкает его локтем, издает лающие звуки, подражая ?акалам, а затем идет с костями в том направлении, откуда они только что при?ли. В ?агах тридцати от стоянки он нагибается, кладет кости на землю, потом выпрямляется и вопросительно смотрит на предводителя, который с интересом следит за его действиями. Они ухмыляются друг другу и неожиданно разражаются громким беззаботным хохотом, точно двое современных мальчи?ек после удачной ?алости.

Уже наступила темнота, на стоянке пылает костер. Предводитель снова делает остальным знак замолчать. ?з мрака доносится хруст разгрызаемых костей, и внезапно отблеск костра освещает ?акала, упоенно пожирающего свою долю ужина.

Шакал поднимает голову и опасливо поглядывает на них, но все сидят неподвижно, и он вновь принимается грызть, а они продолжают тихонько наблюдать за ним. Поистине эпохальное событие - впервые человек покормил полезное животное! ? когда люди укладываются спать, их всех охватывает такое ощущение безопасности, какого они давно уже не испытывали.

Проходят века. Сменяется много поколений. Шакалы становятся все более ручными и смелыми. Они собираются вокруг стойбищ боль?ими стаями. Люди тем временем научились охотиться на диких ло?адей и оленей, а ?акалы изменили некоторые свои привычки. Если прежде они днем прятались и только с темнотой рисковали выходить из густого кустарника, то теперь самые умные и смелые из них превращаются в дневных животных и следуют за людьми, когда те отправляются на охоту. ? вполне возможно, что однажды, когда охотники гнались за жеребой кобылой, которую они ранили копьем, произо?ло что-нибудь вроде нижеследующего.

Люди радостно возбуждены, так как уже довольно долго голодали, и ?акалы, которым все это время от них ничего - или почти ничего - не перепадало, сопровождают их с особым усердием. Ослабев?ая от потери крови кобыла прибегает к обычной хитрости затравленной дичи и скрадывает след, то есть возвращается на какое-то расстояние назад, а затем скрывается в кустарнике, расположенном в стороне от ее прежнего следа. Этот прием часто спасал почти обреченную жертву, да и теперь охотники в недоумение останавливаются там, где следы внезапно обрываются.

Шакалы сопровождают людей на почтительном расстоянии, все еще опасаясь приблизиться к ?умным охотникам. ?дут они по следу людей, а не кобылы, поскольку им нет никакого смыслы гнаться за такой крупной дичью - ведь они сами справится с ней не могут.

Однако у этих ?акалов, нередко получав?их от людей кусочки добычи, вырабатывалось к запаху мяса особое отно?ение, и в то же время такой вот кровавый след постепенно стал связываться в их мозгу с близкой кормежкой.

Сегодня оголодав?ие ?акалы особенно возбуждены запахом крови, и вот происходит нечто, кладущее начало новым отно?ениям между человеком и его ?акальей свитой: ведущая стаю старая самка с поседелой мордой замечает то, чего не заметили люди, - разветвление кровавого следа. Шакалы сворачивают и идут по следу самостоятельно; охотники сообразив наконец, что произо?ло, так же возвращаются назад. У того места, где след раздваивается, они слы?ат в стороне завывание ?акалов, спе?ат на звук и видят кровавые пятна там, где ?акалья стая утоптала траву.

? тут впервые складывается будущей порядок преследования дичи - впереди собак, за ней человек. Шакалы быстрее людей настигают жертву и вынуждают ее остановится.

Когда собаки загоняют крупную дичь, в дело вступает особый психологический механизм: затравленный олень, медведь или кабан, бегущий от человека, но готовый драться с собаками, приходит в ярость из-за назойливости этих более слабых преследователей и забывает про главного врага.

Усталая кобыла, которая видит в ?акалах только стаю тявкающих трусов, принимает оборонительную позу и яростно бьет передним копытом того из них, кто рискнул подойти сли?ком близко. Тяжело ды?а, кобыла описывает круг, вместо того чтобы бежать даль?е. Тем временем охотники, которые слы?ат, что ?акалы теперь сосредоточились в одном месте, вскоре добираются туда и бес?умно окружают добычу. Шакалы быстро отбегают, но так как им никто не угрожает, они остаются. ?х предводительница, уже ничего не боясь, кидается на кобылу с яростным лаем, а когда та падает пораженная копьем, свирепо вцепляется ей в горло и отбегает, только когда к ту?е подходит вождь охотников. Этот человек - возможно, праправнук того, кто первым бросил ?акалам кусок мяса, - распарывает брюхо кобылы и вырывает ки?ки.

Не глядя на ?акалов (это подсказывает ему интуитивный такт), он бросает ки?ки не прямо им, а чуть в сторону. Седая самка испуганнo пятится, но, заметив, что человек не делает никаких угрожающих жестов, а только издает дружелюбные звуки, вроде тех, которые часто доносились до их у?ей от костра, вцепляется в теплые внутренности. Зажав их в зубах и торопливо проглатывая кусочки, она настороженно оглядывается на человека, а ее хвост вдруг начинает двигаться из стороны в сторону.

Впервые ?акал завилял хвостом при виде человека, еще на один ?аг приблизив заключение вечной дружбы между людьми и собаками. Даже такие умные животные, как хищники семейства собачьих, не сразу обретают абсолютно новый тип поведения, каким бы благотворным ни был первый опыт. Для этого требуется, чтобы в психике животного образовались определенные связи в результате многократного повторения одной и той же ситуации. Возможно, про?ло несколько месяцев, прежде чем эта старая самка снова побежала впереди охотника за животным, проложив?им ложный след. ? пожалуй, только ее отдаленный потомок научился постоянно и целеустремленно вести за собой охотников к затравленной добыче.

B раннем неолите человек, по-видимому, переходит к оседлому образу жизни. Первые известные нам жилища воздвигались на сваях - они принадлежали людям, которые ради безопасности строили их на отмелях озер, рек и даже Балтийского моря.

Мы знаем, что к этому времени собака уже превратилась в дома?нее животное. Черепа неболь?ой, похожей на ?пица торфяной собаки, впервые обнаруженные при раскопках свайных поселений у балтийского побережья, хотя и неопровержимо свидетельствуют о ее происхождении от ?акала, тем не менее показывают признаки одома?нивания.

Однако важно вот что: хотя в ту эпоху ?акалы были распространены гораздо более ?ироко, чем в на?и дни, по берегам Балтийского моря они тогда не водились. Следовательно, можно предположить, что человек, продвигаясь на север и запад, привел с собой и собак, или полуприрученных ?акалов, которые следовали за ним в его странствиях. Когда же он начал строить жилища на сваях над водой и изобрел пирогу (два нововведения, несомненно знаменовав?ие значительный культурный прогресс), его взаимоотно?ения с четвероногими спутниками неминуемо должны были претерпеть кардинальные изменения.

Вода уже не позволяла ?акалам жить вокруг его стойбища, как прежде. Не могли они и охранять жилища своих хозяев от других людей, нападав?их с воды. Представляется логичным, что человек, когда он впервые сменил прежнее стойбище на свайный поселок, захватил с собой и несколько наиболее ручных ?акалов - тех, например, которые особенно отличались на охоте и были покладистее боль?инства своих полудиких собратьев, - и таким образом создал из них дома?них собак в буквальном смысле слова.

Даже в на?и дни разные народы содержат собак по-разному - вплоть до самого примитивного способа, когда собаки живут стаями вокруг селения и их связь с людьми носит весьма непрочный характер.

Другой тип содержания собак мы находим в любой европейской деревне, где несколько собак связаны с одним домой и принадлежат одному конкретному хозяину. Вполне вероятно, что такой тип взаимоотно?ений выработался в процессе развития свайных поселений. Много собак там держать было нельзя, и это, естественно, должно было привести к инбридингу (скрещивание между собой двух близкородственных организмов.

Постоянно применяется селекционерами-практиками для улуч?ения линий сельскохозяйственных животных и растений), что, в свою очередь, способствовало передаче по наследству черт подлинного одома?нивания.

Два факта свидетельствуют в пользу этого предположения: во-первых, торфяная собака, обладав?ая более короткой мордой и более выпуклым черепом, несомненно, представляет собой одома?ненную разновидность ?акала, а во-вторых, кости этих животных удавалось отыскать почти исключительно среди остатков свайных поселений.

Эти собаки, должно быть, уже были настолько приручены, что входили в пирогу и спокойно сидели в ней, пока охотник греб к берегу, а по возвращении домой взбирались на помост.

Полуприрученная собака-пария ни за что не сделает этого, и даже вырос?ие у меня в доме щенки согла?аются в первый раз спуститься в мою лодку или войти в железнодорожный вагон только после моих долгих и терпеливых увещеваний.

Возможно, приручение собаки уже завер?илось к тому моменту, когда люди начали возводить свайные постройки, или же оно происходило параллельно с этим процессом. Вполне вероятно, что какая-то женщина, а то и маленькая девочка, играя в "дочки-матери", подобрала осиротев?его щенка и вырастила его в своем доме. Быть может, родителей, а также братьев и сестер этого щенка сожрал саблезубый тигр, так что в живых остался он один. Бедняжка, наверно, скулил и плакал, но никто не обращал на него внимания - в те дни чувствительность была людям несвойственна.

Но вот мужчины уплыли на охоту, а женщины занялись рыбной ловлей, и почему бы нам не вообразить, что маленькая девочка обитателей озерной хижины отправилась туда, откуда доносилось жалобное повизгивание, и в конце концов обнаружила в земляной пещерке крохотного щенка, который бесстра?но заковылял к ней навстречу и принялся лизать ее протянутые руки. Мягкое, круглое, пу?истое существо, без сомнения, пробудило в этой маленькой девочке каменного века такое же стремление таскать его на руках и нянчить, какое мы наблюдаем у маленьких девочек на?ей собственной эпохи, ибо порождающий его инстинкт материнства не менее древен, чем сам человек. ? вот девчу?ка каменного века, подражая взрослым женщинам, дала щенку поесть и, следя за тем, с какой жадностью он набросился на угощение, испытала не мень?ую радость, чем испытывает хлебосольная хозяйка на?их дней, когда гость отдает должное какому-нибудь искусно приготовленному блюду.

Вернув?ись домой, родители девочки с удивление и без особого восторга обнаруживают там сонного объев?егося ?акаленка. Отец, конечно, намеревается тут же его утопить, но девочка со слезами вцепляется в колени отца, так что он спотыкается и роняет щенка. А когда он выпрямляется и хочет опять его схватить, то обнаруживает, что дочка забилась в самый дальний угол и, обливаясь слезами, прижимает щенка к груди. Родительское сердце даже в каменном веке все-таки не могло быть настолько уж каменным, и щенку разре?ают остаться в доме.

Благодаря сытному и обильному корму он быстро растет, становясь боль?им и сильным. Тут его пылкая любовь к девочке начинает претерпевать изменения, и хотя отец, глава семейства, не обращает на собаку внимания, она постепенно отдает свою привязанность уже не ребенку, а взрослому. Другими словами, наступает момент, когда щенок, будь он на воле, у?ел бы от матери.

До сих пор в жизни на?его щенка девочка играла роль матери, но теперь отец занимает для него место вожака стаи, которому рядовой член стаи обязан непоколебимо служить. Вначале мужчине эта привязанность только досаждает, однако вскоре он осознает, что на охоте такая прирученная собака будет гораздо полезнее полудиких ?акалов, которые держаться на берегу возле поселка, но, по-прежнему боясь человека, нередко убегают именно в тот момент, когда им следовало бы задержать затравленную дичь. Да и к дичи прирученная собака относится куда бесстра?нее, чем ее дикие собратья, так как ее юность про?ла в безопасности человеческого жилья и ей не при?лось на опыте познакомится с клыками и когтями крупных хищников.

Вот так собака вскоре становится постоянным спутником мужчины, к немалому огорчению девочки, которая видит теперь своего быв?его питомца, только когда ее отец возвращается домой, - а в каменном веке отцы отлучались из дому очень надолго.

Однако весной, в ту пору, когда ?акалы щенятся, отец как-то вечером входит в дом, таща на плече ме?ок из невыделанной ?куры, в котором кто-кто копо?ится и повизгивает. Он раскрывает ме?ок, и девочка подпрыгивает от радости, потому что на пол выкатываются четыре меховых ?арика. Только мать недовольно морщится, считая, что хватило бы и двух...

Действительно ли это случилось именно так? Ну, нас там не было, однако, если исходить из всего, что нам известно, мы можем спокойно принять и подобную версию. В то же время нельзя закрывать глаза на тот факт, что мы не знаем, действительно ли только обыкновенный ?акал (CAnis Aureus) связал подобным образом свою судьбу с человеком.

Весьма вероятно, что в различных областях земного ?ара приручались, а впоследствии скрещивались различные виды ?акала - более крупные и более сходные с волком. Ведь многие дома?ние животные имеют не одного, а нескольких диких предков.

В пользу этого предположения свидетельствует то обстоятельства, что собаки-парии нигде и никогда не общаются с ?акалами и не скрещиваются с ними.

Господин Шеббер любезно обратил мое внимание на тот факт, что на Ближнем Востоке многие местности изобилуют как одичалыми собаками, так и ?акалами, однако сме?ения между ними не наблюдается никакого.

Но, во всяком случае, мы твердо знаем, что тундровый волк вовсе не является предком боль?инства на?их дома?них собак, как считалось прежде. Ли?ь несколько собачьих пород ведут свое происхождение от волков (и то в не чистом виде), и их особенности служат ли?ним доказательством того, что они представляют собой исключение из общего правила.

Эти породы, обладающие не только вне?ним сходством с волком, - эскимосская собака, ездовые лайки, чау-чау и еще некоторые - сложились на Крайнем Севере. Чистой волчьей кровью не может похвастаться ни одна из них.

Вполне правдоподобным является предположение, что человек, продвигаясь все даль?е и даль?е на север, вел с собой уже одома?ненных собак с ?акальей кровью, которые после неоднократных скрещиваний с волками и потомками волков в конце концов стали предками вы?еперечисленных пород. Об особенностях психического склада собак с волчьей кровью я еще буду говорить.

В отличие от собаки ко?ка совсем недавно стала дома?ним животным, да и то ли?ь настолько, насколько она вообще способна к одома?ниванию. Недавно, конечно, ли?ь по сравнению с собакой, история которой, по мнению знающих людей, насчитывает сорок-?естьдесят тысяч лет.

Я думаю, что человек впервые покормил ?акала примерно пятьдесят тысяч лет назад, а впервые поселил его у себя в озерном жилище приблизительно за двадцать тысяч лет до начала исторической эры. Рядом с такими цифрами союз ко?ки с человеком можно считать событием вчера?него дня. Те же самые люди, которые в следующем тысячелетии построили пирамиду Хеопса, уже создали более высокую форму культуры: коровы, овцы, ло?ади были у них такими же дома?ними животными, какими мы их знаем сейчас, человек жил в каменных домах и обрабатывал свои поля, запрягал в плуг волов, - иначе говоря, различия между тем временем и на?им не так уж велики.

Весьма вероятно, что именно в Египте, первой в истории аграрной стране, ко?ки и присоединилась к человеку - ведь огромные хлебные житницы Египта упоминаются еще в Библии. А где есть боль?ие зернохранилища, так всегда заводится множество мы?ей и крыс, и если в Ветхом завете среди "казней египетских" мы?и не упомянуты, то, наверное, ли?ь потому, что их и так уже было чрезвычайно много и увеличение их числа не могло произвести заметного впечатления.

Древние египтяне умели внимательно наблюдать и тонко чувствовать природу, о чем свидетельствуют хотя бы удивительные рисунки животных, сохранив?иеся на стенах гробниц и храмов, и, конечно, они совер?енно точно знали, какие из местных мелких хищников опасны для мы?ей и крыс.

Геродот сообщает, что ихневмон, которого называли также "фараоновой мы?ью", был священным животным, а в гробницах Среднего царства обнаружено много тщательно изготовленных мумий степной ко?ки (Felis ocreAtA), уроженки Африки и Сирии, дикого предка на?ей дома?ней ко?ки.

Однако исследования показали, что ко?ка почиталась не сама по себе, но как символ львицы, животного этой богини, что для своих богослужений они избрали животное помень?е и попокладистей львицы, хотя бы даже и совсем ручной.

Возможно, какая-нибудь львица осрамилась самым неприятным образом, ску?ав во время богослужения особенно дородного жреца богини Баст. Но, если говорить серьезно, мне очень приятно представление о ко?ке как о символе льва, как о миниатюрной копии царя зверей.

Ко?ка нравится мне именно потому, что она приносит в мой дом неукрощенную дикость и гибкое изящество, которые роднят ее с пантерой, ягуаром и тигром и которыми она наделена в равной степени с ними.

Всякий, кому довелось поближе узнать степных ко?ек, без сомнения, согласится, что они очень легко приручаются. В какой-то мере это прирожденные дома?ние животные. Если дикие европейские ко?ки (Felis silvestris) приручению не поддаются, хотя бы они и попали в неволю совсем маленькими котятами, то даже взрослая степная ко?ка настолько быстро становится ручной без всяких к тому стараний со стороны присматривающих за ней людей, что вскоре содержание ее в клетке превращается в бессмысленную жестокость.

Во многих зоопарках ко?ки, прибыв туда пленницами, позже становились любимцами своих сторожей, и на них возлагались обязанности дома?ней ко?ки. Среди моих многочисленных четвероногих знакомцев я не могу назвать ни единой по-настоящему дикой или пугливой степной ко?ки и не единой действительно приручив?ейся европейской дикой ко?ки.

Когда древние египтяне, сознавая, насколько полезны им эти животные, благоразумно поместили ко?ек под защиту закона (за убийство ко?ки полагалась смертная казнь - это исторический факт), священные ко?ки через несколько поколений, естественно, утратили всякий страх перед человеком и стали столь же назойливо ручными, как современные священные коровы в ?ндии.

А уж если этот горбатый скот так уверен в своей безопасности, что спокойно заходит в овощные лавочки и, к ужасу торговцев, пожирает самые сочные фрукты и овощи, то насколько луч?е должны были осознать преимущества своего положения и воспользоваться ими несравненно более умные священные ко?ки!

Будем надеяться, что они при этом не забывали о своем долге и продолжали усердно ловить мы?ей.

Нетрудно представить себе, с какой презрительной небрежностью тогда?ние ко?ки относились к своим хозяевам, раз уж даже на?и самые обыкновенные ко?ки редко уделяют нам внимание; право же, чувствуе?ь себя польщенным, когда маленький тигр изредка побалует тебя каким-нибудь изъявлением вежливости или привязанности.

Существует несомненная связь между независимым нравом ко?ек и медленностью появления у них физических признаков одома?нивания.

Хотя ко?ка была объявлена священным храмовым животным во временя пятой или ?естой династии, легкие признаки мутации в сторону одома?нивание удается обнаружить у ко?ачьих мумий только двенадцатой и тринадцатой династий - например, заметные изменения в строении уха и вариациях окраски, которая к тому времени становится довольно разнообразной, хотя черные, белы и крапчатые ?курки остаются еще делом будущего.

Тогда же череп ко?ки начинает обнаруживать некоторую выпуклость височных костей и укорачивание морды, то есть те черты, которые уже характеризовали торфяную собаку как дома?нее животное за несколько десятков тысячелетий до этого.

Даже в на?и дни у ко?ек, которых не выводили специально с заранее заданной целью, физические и психические изменения, связанные с одома?ниванием, заметны очень мало, и худые, длинноногие, коротко?ерстные ко?ки с тигровой окраской, каких немало в Центральной Европе, сохраняют удивительное сходство с древними ко?ками.

Хотя ко?ка как дома?нее животное была с давних пор ?ироко распространенна по всему Египту, потребовалось невероятно долгое время, чтобы она проникла в другие страны.

Античные писатели, по-видимому, не имели о ней практически никакого представления, и первым о появлении ко?ек в Европе рассказывает нам Плутарх ли?ь в первом столетии на?ей эры. Любопытно, что одновременно он упоминает о ласке как о полезном животном, которое держат в доме только ради уничтожения мы?ей. По-видимому, ласка тогда еще не была вытеснена дома?ней ко?кой, во всех отно?ениях более удобной для содержания в доме.

Дальней?ее распространение дома?ней ко?ки по Европе происходило на удивление медленно - в Уэльских законах Ноуэлла Дью точно указывается, какую цену можно запросить за ко?ку и каких ее качеств имеет право требовать покупатель. В эту эпоху, примерно в тысячном году на?ей эры, человек, убив?ий ко?ку, обязан был платить ?траф - овцу, ягненка или такое количество п?еницы, какого хватило бы для того, чтобы полностью засыпать убитую ко?ку, подве?енную над землей за хвост. Поскольку в таком положении тело сильно вытягивается, зерна приходилось отдавать немало.

В VIII веке в Германии ко?ек, по-видимому, не было - во всяком случае, в "Салических правилах" они не упоминаются. В этой стране еще в XIV веке ко?ки ценились настолько высоко, что в некоторых купчих они указывались в списке движимости, которую продающий уступал вместе с фермой.

Я привел здесь все эти сведения, которые, разумеется, почерпнул из Брема, не без задней мысли - виды дома?них животных, специально выводимые человеком, распространялись гораздо быстрее, чем это произо?ло с ко?ками.

Даже и теперь не так-то просто продать ко?ку на сторону, особенно если она обладает тем независимым охотничьим духом, которые повы?ает ее ценность как крысолова.

Руководствуясь своим изумительно хоро?о сохранив?имся чувством направления, ко?ки упрямо возвращаются в прежние жилища, покрывая немыслимые расстояние. ? найти дорогу домой, это вовсе не означает, что она приживется там, - такая ко?ка вполне способна проявить полную независимость и вернуться к дикому образу жизни.

Поэтому сначала ко?ка, вероятно, распространялась вовсе не потому, что покорно позволяла людям продавать себя, - нет, она перебиралась из дома в дом и из деревни в деревню, пока не завладела постепенно всем континентом.


-->
Знак Вашего престижа Знак Вашего престижа
© ЗАО «Лаборатория Массмедиа», 2002–2005
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

«Обращение к пользователям»