герб Российского Императорского Общества

ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ |


Рассылки rushunt.ru
Российское Императорское Общество Правильной Охоты



Создание сайтов
Главная > Ездовой спорт > Северная Надежда 2012 > Записки волонтера

 Павел Чукаев.
«Северная Надежда – 2012». Дневник гонки в записках волонтера

18 февраля, за день до гонки

– Вы, наверное, к собачкам приехали? – с ходу «раскусывает» меня нейский таксист, узнав, что я направляюсь в Великово.

Отпираться бессмысленно и я признаюсь, что действительно еду на гонку «Северная Надежда». В этом году она пройдет уже в ?естой раз и, похоже, превращается из просто традиционного мероприятия в Нейском районе Костромской области в визитную карточку этих мест. Одноименный гонке центр ездового спорта расположен сразу в трех населенных пунктах – Дементьево, Алексеевском и Великово – примерно в пятнадцати километрах от райцентра Неи.

– Вот в этом месте трасса для собак пересекает дорогу, – таксист притормаживает, чтобы показать мне воткнутые в снег палки с яркими бумажками, обозначающие мар?рут гонки. Еще пятьсот метров и мы на месте. В гостевом доме в Дементьево в разгаре заселение вновь прибыв?их волонтеров и участников. Комнаты последних легко отличить по клеткам с собаками – не все каюры готовы оставить своих любимцев в уличных вольерах. Под моей дверью прямо в коридоре живет очаровательная Очара из ?жевска.

После обеда прямо в столовой ветеринары проводят предстартовый осмотр участников. Врачи проверяют глаза, слу?ают дыхание и, конечно, прощупывают мы?цы и суставы собак. После этого на левую ляжку четвероногих спортсменов наносится отметка нестираемым маркером: розового цвета – для упряжек-восьмерок, зеленого – для ?естерок, синего – для скиджоринга.

Осмотром собак руководит Кэролайн Гриффиттс – главный ветеринар гонки, уже четвертый год подряд приезжающая на «Северную Надежду» из Америки. В помощниках у нее ?ра и Ваня – молодые ветеринары-волонтеры из Неи и Галича. Думаю, изли?не говорить о том, что эта гонка для них – отличный ?анс набраться бесценного опыта.

Тем временем их коллега и ровесница Света – ?татный ветеринар «Северной Надежды» – готовит к гонке собак, которые побегут в упряжке Вячеслава Гуца, единственного среди всех участников представителя местного центра ездового спорта. Мы по очереди входим в вольеры великолепной ?естерки «Северной Надежды» и я помогаю Свете, держа неугомонных собак, чтобы она могла постричь им когти и срезать ли?нюю ?ерсть между поду?ечками лап.

Вечерняя программа предстартового дня включает два важных мероприятия: молебен в Никольском храме в селе Котки?ево в нескольких километрах от Дементьево и общее собрание гонщиков с жеребьевкой. За полчаса до собрания в комнате (она же рабочий кабинет) директора гонки Евдокии Владимировой принтер безостановочно распечатывает все новые и новые документы – расписания заездов, схемы мар?рута, списки участников. Телефон Евдокии разрывается от звонков: нейские гаи?ники уточняют место перекрытия автомобильной дороги для прохождения участников гонки, из-под Костромы сообщают местонахождение ма?ины, везущей в Великово сувенирную продукцию, с трассы рапортуют о том, что засыпали снегом трехкилометровый участок, который с утра пропахал до земли какой-то трактор. Гора окурков в кружке-пепельнице, несколько стаканов с остыв?им кофе и кипы разложенных на полу и кроватям бумаг дают понять, что перерывы в работе здесь делаются только на сон, да и то, судя по всему, непродолжительный.

В десятом часу вечера гонщики и организаторы, наконец, собираются в полном составе в неболь?ом зале дома в Алексеевском. Приветственные речи, обсуждение технических моментов, распределение номеров…

Наиболь?ий интерес вызывает выступление начальника трассы ?вана Молодцова, который знакомит гонщиков с тонкостями мар?рута и рассказывает, в каких местах будут стоять волонтеры.

– Есть места, в которых поверхность трассы такая, есть – где такая и такая, – ?ван по очереди рисует в воздухе вогнутую и выгнутую дуги, а потом изображает руками колдобины и хитро смотрит на гонщиков. Тех подобные сложности, похоже, не пугают.

Общая протяженность трассы «Северной Надежды – 2012» составляет 265 километров. Гонка будет состоять из семи этапов от 23 до 50 километров, один из которых – самый маленький – участники пройдут ночью. 19 февраля в десять утра участники выйдут на старт 40-километрового этапа…

19 февраля, первый день гонки

?з окна моей комнаты в доме Дементьево открывается прекрасный вид на стартовый городок. Был бы под рукой нормальный интернет, онлайн-трансляцию гонки можно было бы вести прямо из постели. :) Увы, для волонтера это непозволительная роско?ь.

Церемония открытия гонки заняла около двадцати минут: после краткого экскурса в историю «Северной Надежды» с приветствиями к зрителям обратились глава администрации Нейского района и главный ветеринар гонки Кэролайн Гриффиттс.

          Михаил Брагин поднимает флаг гонки



         
          Честь поднять российский флаг была доверена одному из самых титулованных гонщиков, постоянному участнику и неоднократному победителю «Северной Надежды» Михаилу Брагину. Вместе с триколором над стартовым городком реют стяги гонки, Костромской области и Соединенных Штатов.

          За несколько минут до старта мы с Ми?ей Сыпко, заместителем начальника трассы, и его помощником Валерой уезжаем на дистанцию на снегоходе. Ну, то есть как на снегоходе… Они-то на снегоходе, а я в телеге, которая идет за ним на жесткой сцепке. Не самое комфортное транспортное средство, доложу вам, – когда снегоход разгоняется быстрее велосипеда, из-под того, что у него вместо колес, начинает лететь огромное количество снежной кро?ки, которая больно бьет по лицу и налипает на ресницах. Про то, как там трясет, на ухабах и говорить не буду. :)

По дороге останавливаемся в забро?енный деревне Климитино, Ми?а с Валерой отгораживают красно-белой лентой отворот с трассы, чтобы гонщики не сбились с пути. Через пару километров от этого места, у другого такого отгороженного поворота, оставляем дежурить Валеру – я, наконец, пересаживаюсь на мягкое сиденье снегохода. Мой контрольный пункт находится примерно на отметке 10,5 километров – на открытом пространстве недалеко от лесной опу?ки.

Когда стихает ?ум снегохода, я остаюсь один посреди этого белого безмолвия, ти?ину которого теперь нару?ает только кричащий скрип снега под моими валенками. Ждать первых участников приходится всего несколько минут: в 10:56 мимо меня проезжает участник под третьим номером, следом за ним, в течение пяти минут, еще четыре упряжки-восьмерки. Зано?у результаты в свой волонтерский листок, параллельно отзваниваясь в Питер ?горь Галсову, который, ориентируясь на на?и сообщения, ведет текстовую онлайн-трансляцию на форуме.


Думаю, что повторять все результаты нет смысла. Скажу только, что к моменту прохождения моей отметки, то есть первой четверти дистанции этапа, уже обозначаются явные лидеры.

Впечатляет ход скиджериста Константина Туренкова. Стартовав последним из всех участников, мимо меня он проходит первым среди участников в своем классе.


В основном, собаки спокойно пробегают мимо, в луч?ем случае бросая на меня беглые взгляды, и только Сэм молодого скиджериста Аркадия Богданова, увлек?ись моей персоной, пытается свернуть с трассы, чтобы срезать через сугробы.

– Сэм, Сэму?ка, самый короткая дорога домой по трассе, – убеждает своего пса скиджерист, и маламут послу?но устремляется вперед по мар?руту.

В итоге все двенадцать участников проходят мимо меня за тридцать пять минут. После этого я еще полтора часа гуляю туда-сюда по трассе, ожидая, когда за мной приедет Ми?а. Надо сказать, что с погодой и волонтерам, и участникам сегодня повезло. Несмотря на утренние минус двадцать три, к полудню температура явно поднялась как минимум до на десять–двенадцать градусов. Небо – яснее-ясного, солнце – ярче-яркого. В общем, мерзнуть на трассе сегодня не при?лось.

Ветеринары по просьбе гонщиков осматривают собак. Серьезных проблем пока вроде ни у кого нет, только некоторым четвероногим спортсменам придется теперь бегать в тапках. Завтра, на 50-километровом этапе, врачи будут осматривать собак на специальном чек-пойнте посреди дистанции. Старт назначен на десять утра.

 20 февраля, второй день гонки

Сегодня участники гонки, как и вчера, выходили на старт по классам, но в порядке, обратном показанным накануне результатам. В общем, самые медленные у?ли на дистанцию первыми, самые быстрые – последними. Серьезная заминка произо?ла в стартовом коридоре у лидера в зачете упряжок-восьмерок Вячеслава Демченко. Его нарты сорвались со старта за несколько секунд до отма?ки судьи, а когда он сумел их остановить, между собаками в упряжке завязалась драка. В результате потасовки черный аляскинский хаски по кличке Хазар схватил за лапу своего рыжего коллегу, и несмотря на все усилия каюра и подоспев?их ветеринаров, не отпускал его как минимум полторы–две минуты. В итоге упряжка Вячеслава Демченко у?ла на дистанцию, потеряв не только время, но и одну из собак – рыжый пес с проку?енной лапой остался на лечение в Алексеевском.


Как я уже рассказывал, 50-километровые этапы – единственные на «Северной Надежде – 2012», имеющие чек-пойнт примерно на середине дистанции. Судьи не просто отмечают там время прохождения очередного участника, но и вместе с ветеринарами проводят осмотр собак и снаряжения гонщиков, поят животных водой, а людей – горячим чаем. Кроме того, гонщики, как правило, пользуются этой вынужденной остановкой как возможностью подкормить своих собак. В среднем такой пит-стоп занимает пять–семь минут, у скиджеристов – чуть мень?е.



Чтобы в случае необходимости при достижении чек-пойнта участника или одну из его собак можно было эвакуировать с трассы, к этому месту возможен подъезд на автомобиле. Собственно, именно на нем (а я дежурил как раз на чек-пойнте) мы туда сегодня и добрались. Поскольку доставить на чек-пойнт надо было сразу семь человек, нам с еще одним волонтером Димой при?лось ехать в багажнике. Хоро?о хоть автомобилем, доставив?им нас на место, был довольно вместительный «Ниссан Патрол».

Одним из дежурив?их на чек-пойнте и, кстати, владельцем этого самого «Патрола» был волонтер-фотограф Александр из Москвы. Про гонку «Северная Надежда» он узнал всего месяц назад, посетив расположенное в Дмитровском районе Подмосковья кинологическое армейское подразделение «Красная звезда». Там он познакомился с проходящим в этом подразделении службу парнем из Неи – воспитанником местного центра ездового спорта, который и рассказал о нем Александру.

Дежурство на чек-пойнте про?ло благополучно. Снимать с гонки никого не при?лось, хотя к 27-му километру дистанции, на котором мы стояли, участники успели растянуться более, чем на два часа.

К сожалению, сотовой связи на чек-пойнте не оказалось, поэтому оперативно скидывать информацию ?горю Гaслову сегодня не получилось. Отзвонился ему ли?ь после возвращения в стартовый городок. Впрочем, к тому моменту фини?ировали еще далеко не все участники. Особых сюрпризов вроде не произо?ло, но в некоторых классах, похоже, завязывается интересная интрига.

Завтра участники выйдут на старт сразу двух этапов: утром – 40-километрового, а вечером – 20-километрового, после получат день отдыха, на который запланировано проведение детской гонки и спринтерских заездов.

P.S. Прино?у свои извенения хаски Сэму Аркадия Богданова, которого вчера по о?ибке назвал маламутом. :)



     21 февраля, третий день гонки

– Па?а, без двадцати девять жду тебя в стартовом городке, поеде?ь в гробу, – о?ара?ивает меня во время завтрака начальник трассы Ваня Молодцов, заставляя поперхнуться чаем. Сегодня на «Северной Надежде» сразу два этапа: утренняя «сороковка» и вечерняя «двадцатка», и начинать такой день с игры в ящик не входит в мои планы.

Гробом, в котором я должен ехать, оказывается разновидность прицепа, пристегиваемого жесткой сцепкой к снегоходу. По форме предназначенное для меня транспортное средство оказывается действительно похожим на неболь?ой гробик. Впрочем, ехать в нем на самом деле намного удобней, чем в телеге, на которой я катался два дня назад. Гроб уже телеги, да к тому же имеет высокие борта, поэтому ехать в нем можно, практически не держась, – все равно никуда не выпаде?ь.

По дороге мы оставляем на трассе двух других волонтеров. В роли одного из них – регулярно выходящая в «поле» директор гонки Евдокия Владимирова. У нее установились дружеские отно?ения с местными «гаи?никами», поэтому Дуня традиционно будет дежурить в месте пересечения трассы «Северной Надежды» с автомобильным ?оссе, связывающем райцентр Нею с дорогой Кострома – Макарьев. Сначала Дуня постоит здесь, в начале сегодня?ней трассы, потом «гаи?ники» отвезут ее в район Солтаново, на 20-й километр дистанции, где гонщики во второй раз пересекут, наверное, самую оживленную автомобильную дорогу Нейского района. В помощь директору-волонтеру оставляем лопату – к приходу гонщиков надо слегка забросать переход через ?оссе снегом – из-под растаяв?его льда на дороге проступил асфальт, и вчера скиджеристы жаловались на неудобства с прохождением этих двух мини-участков.

Кстати, по просьбе участников сегодня?ний 40-километровый этап они бежали в направлении, противоположном тому, которое задумывали организаторы. Поскольку 40- и 50-километровые дистанции очень похожи друг на друга, начальник трассы ?ван Молодцов планировал, что гонщики будут бегать «полтинники» в одну сторону, а «соровки» – в противоположную. Однако почти все каюры и скиджеристы со?лись во мнении, что проходящие по полям открытые участки трассы луч?е преодолевать в первой части дистанции, когда собаки еще не успели устать, и организаторы по?ли им навстречу.

В паре километров от того места, где мы оставили Дуню, Ваня высаживает и меня. Мой сегодня?ний пост находится ровно на отметке ?есть километров и на пересечении трассы с местной дорогой, связывающей с боль?ой землей деревню Елино. Практически сразу после моего появления здесь по дороге проезжает пустой лесовоз, однако в течение следующего часа этим проселком воспользуется всего одна ма?ина, которая нисколько не поме?ает упряжкам.

Двадцать пять минут я провожу у окраины деревни Елино, от нечего делать вы?агивая туда-сюда как часовой на посту. Наконец в полях показывается первая упряжка. В итоге четыре восьмерки проходят мимо меня буквально за пять минут. Потом пауза в четверть часа и еще за десять минут проходят все остальные участники. Поскольку это только начало дистанции, гонщики идут плотно. Упряжка Вячеслава Гуца даже притормаживает на переезде через дорогу, уперев?ись в спину Алексея Перевозчикова.


В основном, собаки перебегают маленькую дорогу без проблем (благо, что по покрытию она практически не отличается от трассы), и только Мария Бакунева просит меня помочь с переездом.

– Помоги перевести собак, а то у меня два дурака впереди, – кричит Ма?а.

Кроме того, она привозит найденную на трассе лыжную палку, которую, как выяснится потом, потерял на дистанции Михаил Шелковин.

Предпоследним мимо меня проходит лидер зачета скиджеристов Константин Туренков. Он тоже вынужден притормозить, поскольку его пес Кен считает необходимым пометить воткнутую в снег маркировочную палку, которая обозначает створ трассы. Процесс растягивается чуть ли на полминуты, все это время Константин терпеливо ждет своего пса, после чего срывается с места, уносясь навстречу победе на очередном этапе «Северной Надежды».


Дождав?ись последнего участника, я забираю привезенную Марией Бакуневой палку и, опираясь на нее, как странник на посох, отправляюсь пе?ком в стартовый городок, путь к которому лежит через крупную деревню Котки?ево, заметно превосходящую по количеству домов Великово, Алексеевское и Дементьево, где расселены приехав?ие на «Северную Надежду» гонщики.

Да, погода в Нейском районе сегодня изменилась. Температура держится около тех же 10–12 градусов, что и в предыдущие дни, но вместо яркого солнца сегодня все затянуто какой-то серостью, да к тому же с утра ?ел неболь?ой снег с легким ветром – подозреваю, что гонщикам на дистанции он может быть не очень приятен. Ближе к полудню солнце предприняло попытку прорваться через плотные облака, однако потерпело фиаско и вынуждено было капитулировать.

Впрочем, следующий этап «Северной Надежды», который стартует сегодня в восемь вечера, в любом случае пройдет при свете луны и фонариков, а не главного небесного светила. :) Продолжение следует…

 21 февраля, третий день гонки (продолжение)

Если бы на «Северной Надежде» не было ночного этапа, его следовало бы придумать и ввести! Не знаю, конечно, каково ездить в ночи при свете фонарика гонщикам и собакам, но мне этот этап определенно понравился. Наверное, потому что вопреки ожиданиям, мне не при?лось несколько часов в одиночестве стоять на промежуточной отметке в ночном лесу, и весь ночной этап я провел в стартовом городке, греясь у костра (причем не только теплом от огня :)) и общаясь с народом. Атмосфера была настолько дружеской и ду?евной, что дело до?ло даже до хоровода, активное участие в котором принимала и главный ветеринар гонки Кэролайн Гриффиттс.

Худо-бедно получилось даже поснимать старт и фини?, хотя при таком скудном освещении рассчитывать на хоро?ие фотки, конечно, было наивно. Самый запоминающий старт получился, пожалуй, у скиджериста Аркадия Богданова. Его Сэм совсем не горел желанием бежать во тьму и вместо трассы прямо со старта потянул его в сторону дому. :) Впрочем, в итоге Сэм вы?ел на дистанцию и помог Аркадию показать неплохой результат. Неболь?ие проблемы с собаками возникали в стартовом коридоре и у других участников, но в итоге все они благополучно вы?ли на трассу и, что самое главное, успе?но про?ли ночной этап.

Доль?е всех на дистанции, как обычно, находился Дмитрий Смирнов, едва не заставив?ий группу ожидания на фини?е искать новые дрова для поддержания огня. :) В общей сложности, продолжительность ночного этапа от первого старта до последнего фини?а составила примерно 3 часа 15 минут.


 

22 февраля, четвертый день гонки

 Сегодня на «Северной Надежде» был особенный и, на мой взгляд, очень важный день. Выходной для участников многодневки, он собрал в стартовом городке в Дементьево полтора десятка юных каюров и скиджеров, которые вы?ли на дистанцию 7,5 километров, соревнуясь за титул победителей «Маленькой Северной Надежды». Самому юному участнику гонки ?лю?е Глухих из Москвы всего восемь лет. На гонку он приехал со своим деду?кой и двоюродным дядей Аркадием Богдановым – тем самым, который участвует во взрослой «Северной Надежде» в классе скиджеров. У ?люхи, успев?его стать всеобщим любимцем, возникли проблемы на старте – пес, «арендованный» им в местном питомнике, категорически отказался убегать на дистанцию. В итоге Аркадий «одолжил» ?лю?е своего Сэма, который оказался куда сговорчивей. Второму участнику юниорской гонки, столкнув?емуся с аналогичной проблемой, здорово помог скиджерист Денис Чернатов. Он не только оперативно снарядил в путь своего Асмика (Асмадея), но и сопроводил под?ефный «экипаж» на дистанции.


Вообще, хочется поблагодарить всех гонщиков, которые в свой законный выходной, несмотря на усталость, на?ли время и силы, чтобы уделить внимание юным каюрам и скиджеристам: одолжив своих собак, вручив ребята призы на церемонии награждения или просто побывав в стартовом городке. Не буду перечислять имена, чтобы никого не забыть, но приятно, что дело не ограничилось одним-двумя участниками.

Среда вообще стала на «Северной Надежде» детским днем: в этот день одноименный центр ездового спорта посетили дети-инвалиды и воспитанники социального приюта из города Неи, которые приезжают сюда регулярно. Ребят не просто накормили сладостями и показали собак – «основатель» местного питомника аляскинский маламут Чаур покатал и на нартах. Причем, судя по поведению Чаура, можно утверждать, что он получил от процесса общения с малы?ами не мень?е удовольствия, чем сами ребята. :)


Вслед за детской гонкой состоялся спринтерский заезд на упряжках из двух собак. В нем приняли участие три экипажа, причем аляскинским маламутам при?лось соревноваться в рамках этого заезда с сибирскими хаски. Угадайте, кто победил. :)

Вечером на «Северной Надежде» про?ел семинар Кэролайн Гриффиттс, посвященный массажу ездовых собак. Заявленный как 45-минутный, он растянулся почти на два часа – гонщики буквально засыпали главного ветеринара «Северной Надежды» вопросами, а, когда вопросы закончились, семинар плавно перетек в индивидуальные консультации Кэролайн по собакам, испытывающим проблемы с мы?цами и суставами.


Неизвестно, сколько продолжался бы прием пациентов, если бы в том же зале, где проходил семинар, не началась бы ?а?лычная вечеринка. За идею ее проведения и огромный вклад в организацию хочется поблагодарить, в первую очередь, ребят из ?жевска – команду Алексея Перевозчикова. Посидели отлично, ?а?лык получился вкусным, а было его так много, что на следующий день его хватило еще и на завтрак, и на обед.

 

23 февраля, пятый день гонки

Время на «Северной Надежде» измеряется исключительно количеством дней, про?ед?ими с начала гонка. Следить за днями недели здесь нет никакого смысла, да и числа как-то без надобности. В общем, о том, что сегодня 23 февраля, я совер?енно случайно узнал за завтраком. Если б не это, то о своем «профессиональном» празднике я, скорее всего, узнал бы несколько минут, начав выводить дату в первой строчке очередной порции записок волонтера.

Один из четырех гаи?ников Нейского района, пожелав?ий остаться неизвестным, на одной из двух местных ма?ин ДПС встретил 23 февраля на ?оссе, соединяющем Нею с дорогой Кострома – Макарьев, в месте ее пересечения трассой «Северной Надежды» близ деревни Дорофеево. Компанию ему составили директор гонки Евдокия Владимирова и я, напросив?ийся дежурить с Дуней на автодороге. Суть дежурства на ?оссе заключается в том, чтобы перекрыть проезд для ма?ин к подъезду гонщиков и при необходимости помочь их собакам перейти автодорогу. Кроме того, для прохода упряжек и, прежде всего, скиджеров поверхность дороги в месте переезда следует припоро?ить снежком.


Перекрытие ?оссе, кстати, неожиданно оказалось интересным ходом для проведения рекламной кампании гонки. Многие из тех, кто вынужден был пропускать гонщиков с собаками, выходили из своих ма?ин, фотографировали проносящиеся мимо упряжки, интересовались местом и временем проведения гонки. Одна из ма?ин после на?ей разъяснительной беседы отправилась прямиком в питомник «Северная Надежда» в Алексеевском.

Мы же, пропустив всех участников через дорогу в районе Дорофеево, снялись с места и в сопровождении ма?ины ДПС перебазировались на восемь километров южнее, в окрестности деревни Демидово, с 3-го на 20-й километр сегодня?ней 50-километровой дистанции. Несмотря на наличие примерно посередине «полтинника» чек-пойнта некоторые участники делали у нас промежуточный пит-стоп, угощаясь горячим чаем, а то и подкармливая собак. В общей сложности ожидание всех участников растянулось примерно на полтора часа. Впрочем, по ощущениям результаты гонщиков сегодня были плотнее, чем на предыдущих этапах.


P.S. К сожалению, нет возможности нормально дописать этот текст – около часа ночи в базовом лагере «Северной Надежды» вырубило электричество, компания волонтеров сидит сейчас при свете свечей и налобных фонариков, а зарядка ноутбука подходит к концу.

Погода у нас испортилась. По градусам вроде бы теплее (сегодня было минус семь), однако пронизывающий ветер компенсирует потепление. Сегодня трассу заметно занесло, снегоход проходил буквально в минуте перед первым участником, расчищая для него дорогу. Во второй половин дня разыгралась не?уточная метель, которая заставляет с содроганием думать о том, с какими проблемами на дистанции столкнутся гонщики завтра.

Вчера на «Северную Надежду» приехал мар?ал гонки Терри Хайнзли, до этого работав?ий на Юкон Квесте.


 

24 февраля, ?естой день гонки

 

Когда до окончания гонки осталось всего два дня и стало казаться, что самое сложное для ее участников, организаторов и волонтеров уже позади, «Северная Надежда» неожиданно оказалась на грани гуманитарной катастрофы. Накануне ночью во всех трех деревнях, где базируются люди, имеющие отно?ение к гонке, – Дементьево, Алексеевском и Великово – отключили электричество. Вместе с электричеством кончились свет и вода. К утру электроснабжение восстановлено не было, поэтому ча?ка чая и возможность почистить зубы обрели в этот день необычайную ценность.

Электричество восстановили уже в тот момент, когда все участники и волонтеры были на трассе. В этот день гонщикам предстояло преодолевать 30-километровый этап, боль?ая часть дистанции которого проходила по местам, до сих пор незнакомым участникам «Северной Надежды». Отличительная особенность этого участка трассы заключалась в том, что он проходил по одной из улиц населенного пункта Еленский, дважды пересекал реку Номжу и железную дорогу. К моему великому удивлению организаторы гонки не стали заморачиваться с остановкой для пропуска упряжек проходящих поездов и в местах пересечения с железкой пустили трассу в тоннелях под путями. :)


У одного из этих тоннелей, расположенного на 14-м километре дистанции, я и провел боль?ую часть своего сегодня?него дежурства на этапе. Вопреки опасениям гонщиков, собаки преодолели и на?, и другой тоннель без ли?них нервов. Аркадию Богданову с его Сэмом даже при?лось проезжать под железкой в момент прохождения по ней громыхающего товарного состава, однако и это не вызвало никаких проблем. Вообще же, с поездами так или иначе столкнулись, наверное, все участники гонки, так как длина участка трассы, проходящего вдоль железной дороги, составляла несколько километров.

После того, как все участники гонки про?ли отметку 14 километров, заместитель начальника трассы Ми?а Сыпко забрал меня на «Буране» ко второму тоннелю, который отделяли от первого около километра по прямой и 11 километров дистанции. Это был предпоследний контрольный пункт на сегодня?нем этапе, поэтому на?е с Ми?ей и фотографом Александром ожидание на нем последнего участника, легендарного седьмого номера Дмитрия Смирнова, растянулось до невозможности. В ожидании Димы мы успели выломать в радиусе полукилометра от места на?его нахождения весь сухостой, который был предан огню в костре, разожженном с помощью стартовых протоколов. :)


Кстати, пользуясь случаем, хочу подчеркнуть, что на? юмор в отно?ении Дмитрия Смирнова носит исключительно добрый характер. Его целеустремленность и упорство достойны всяческого уважения, но ждать Диму на трассе, особенно в конце очередного этапа, зачастую действительно оказывается утомительным занятием, в связи с чем он даже получил на «Северной Надежде» прозвище «смерть волонтера». :) Впрочем, сегодня нам, кажется, удалось найти достаточно простое и эффективное ре?ение проблемы – мы предложили судьям обязать Диму, помимо корма для собак и запаса питания для гонщика, иметь в своем снаряжении и еду для волонтеров. :)))


В целом прохождение 30-километрового этапа далось участникам непросто – после вчера?ней метели открытие участки трассы оказались засыпаны снегом. Зато сегодня снег и порывистый ветер прекратились, а температура воздуха поднялась до минус четырех–пяти градусов. Завтра гонщикам предстоит пройти заключительный, 20-километровый отрезок трассы, который в точности повторит мар?рут ночного этапа. На три часа запланирована церемония награждения победителей и участников «Северной Надежды – 2012».

 

25 февраля, седьмой (последний) день гонки

 Последний день гонки неожиданно обернулся едва ли не самым главным испытанием для организаторов и волонтеров «Северной Надежды – 2012» и, конечно, для самих гонщиков. ?з-за метели, которая за ночь практически уничтожила трассу, и форс-мажора со снегоходной техникой старт заключительного 23-километрового этапа был перенесен с десяти утра на час дня.

Проблема возникла и с доставкой на дистанцию волонтеров. Организаторы рассчитывали закинуть боль?ую часть ребят на трассу автомобилем, однако подъезд к трассе также пал жертвой погодных условий. Но поскольку успеть развести всех волонтеров на снегоходе все равно было невозможно, мы приняли ре?ение пробиваться докуда получится на ма?ине по так называемой Куриловской дороге, а даль?е уже топать пе?ком в расчете на скорый подход снегохода.


План сработал¸ хотя, казалось бы, все было против нас. Для начала мы эффектно влетели в сугроб на дороге, устроив такой снежный взрыв, что засыпало лобовое стекло. Ма?ина села на днище, а передние двери при?лось откапывать, чтобы открыть их, однако нам все-таки удалось вытолкать джип из снежного плена, отправив его возвращаться в стартовый городок задним ходом. Потом я и два других волонтера Семен Молодцов и Дима Семенов минут двадцать пробивались пе?ком по снежным заносам – это маленькое приключение живо напомнило мне восхождение на Эльбрус, в ходе которого приходится бесконечно долго идти вперед по снегу, след в след за впереди идущим, видя, помимо следов на снегу, только его и свои ноги. :) Наконец метрах в ста пятидесяти от трассы мы были замечены с подо?ед?его туда снегохода и в один заход эвакуированы с целины. Я вместе с Ми?ей Сыпко остался на первом КП (отметка, примерно 5,5 километров), а снегоход с Димой и Семеном у?ел на следующие отметки, опередив первую подо?ед?ую к нам упряжку на каких-то тридцать секунд. Успели!

Нам с Ми?ей КП располагался посреди поля. В зоне прямой видимости трасса делала живописный изгиб, а прямо перед нами поворачивала на 90 градусов, уходя в сторону леса. «Впереди 150 метров плохой дороги», – кричал Ми?ка всем проходящим участникам и к концу этой фразы боль?инство из них проваливалось в снег если не пояс, то уж по колено точно. Сделать что-то с этим участком трассы было ре?ительно невозможно – несмотря на малооблачную погоду и яркое солнце метель в течение заключительного этапа, кажется, только усиливалась. Когда после прохождения всех участников мы с Ми?ей отправились пробиваться пе?ком обратно к месту, до которого могла доехать ма?ина, то след от подвозив?его нас час назад снегохода уже едва угадывался на огромной снежной равнине


* * *

Результаты «Северной Надежды – 2012» вы знаете и без меня. Со спортивной точки зрения самым главным результатом мне кажется то, что никто из участников не снялся с дистанции, все до?ли до фини?а. Ведь для некоторых из них 265-километровая дистанция сама по себе была вызовом. В предпоследний день я очень расстроился, когда, находясь на трассе, получил непроверенную информацию о том, что с гонки снялась Юля Рыбакова. К счастью, позже выяснилось, что Юля сняла только одну из двух собак, с которыми вы?ла на дистанцию, а сама продолжила гонку.

Но в мероприятии под названием «Северная Надежда – 2012», в котором и мне посчастливилось принять опосредованное участие, есть и другой, не менее важный результат. Его сложно выразить словами, потому что этот результат лежит в эмоциональной плоскости. Мне очень понравилась атмосфера, которая царила на гонке, очень понравились люди, которые ее делали (во всех смыслах). В ближай?ем к стартовом городку гостевом доме в Дементьево, где обитал и я, жили под одной кры?ей и участники, и судьи, и волонтеры, и при этом у нас не было никакого разделения по «профессиональному» признаку. На «Северной Надежде» собрались интересные, позитивные люди, любящие собак и ведущие активный образ жизни – люди, с которыми было чертовски приятно провести эту неделю. Я бывал в центре ездового спорта «Северная Надежда» рань?е и точно знаю, что это особенное место. Я никогда не бывал ранее на соревнованиях на собачьих упряжках, но мне кажется, что и гонка «Северная Надежда» – это совер?енно особенное соревнование с неповторимой атмосферой уюта, добра и дружбы! :)

 

P.S. Спасибо на добром слове всем, кто читал и благодарил меня за записки волонтера. Отдельное спасибо ?горю Гаслову за то, что взвалил на себя но?у столь подробного информационного освещения гонки в онлайн-режиме. В ближай?ие дни дополню свои впечатления неболь?ой подборкой фотографий. Кроме того, если со временем дойдут руки до более обстоятельных отчетов, поделюсь ссылками в этой теме.

P.P.S. Сейчас, добрав?ись до дома, наконец, смог прочитать пожелания, которые на прощание написали мне на сувенирном календаре «Северной Надежды» участники, организаторы и волонтеры. Ребята, спасибо вам боль?ое за добрые слова и позитив! Мне было очень приятно общаться и находиться рядом с вами!!! Ура! :)))


-->
Знак Вашего престижа Знак Вашего престижа
© ЗАО «Лаборатория Массмедиа», 2002–2005
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

«Обращение к пользователям»