герб Российского Императорского Общества

ГЛАВНАЯ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТЫ |


Рассылки rushunt.ru
Российское Императорское Общество Правильной Охоты



Создание сайтов
К Оглавлению

ТЕМА 8. ОСНОВЫ ТЕОР?? ДРЕСС?РОВК?

(общие положения о дрессировке)

Преобладающая реакция, и ее значение в дрессировке. Методы дрессировки. Виды раздражителей. Отвлекающие раздражители. ?нтонации и их значение в дрессировке. Принуждения. Поощрения и запрещения. Влияние вне?них условий на дрессировку. О?ибки, встречающиеся при дрессировке. Последовательность в обучении. Взаимоотно?ение дрессировщика с собакой и роль помощников. О приемах и навыках.

СОДЕРЖАН?Е ТЕМЫ

Дрессировать* - значит приучать животных к выполнению различных действий по желанию человека. Поэтому дрессировщик должен знать возможности обучаемого животного, его внутреннюю организацию (строение) и физическое состояние.

Дрессировкой достигают очень высокого совер?енства в действиях собаки, "необычного" для ее естественного состояния. А из этого следует, что в процессе обучения в организме животного должно произойти глубокое изменение нервной регуляции и чисто физического состояния. Здесь же заметим, что не всякий организм способен на такие изменения и столь глубокую перестройку внутренней организации. При этом само собой разумеется, что ?ансы на успех в обучении будут тем мень?е, чем боль?е нару?ений в сложив?ейся методике и технике обучения допустит дрессировщик. В конечном счете мы желаем путем последовательного воздействия на организм животного различными раздражителями выработать у собаки желательные ответные реакции и затормозить ненужные. Процесс закрепления определенных навыков у собак считают законченным, когда твердо установится связь между командой и выполняемым действием собаки (условный рефлекс) и отработана необходимая четкость и безотказность в действиях.

С точки зрения учения о выс?ей нервной деятельности, дрессировка есть не что иное, как преднамеренная, научно обоснованная система приемов для выработки у собак нужных условных рефлексов на различные зрительные и звуковые сигналы, которые подает человек.

Обучение состоит в том, чтобы вначале заставить собаку выполнить определенное действие по общепринятому сигналу (команде), а затем повторными упражнениями закрепить полученный результат.

Поясним сказанное примером. Чтобы научить собаку сидеть по соответствующей команде, нужно показать, что от нее требуют. Делают это так: дрессировщик произносит команду "сидеть" и одной рукой нажимает на круп собаки, заставляя ее согнуть задние конечности и сесть.

Звуковой сигнал (команда), как условный раздражитель, всегда подается несколько рань?е непосредственного воздействия на собаку или одновременно с ним.

Чтобы убедиться, образовался ли условный рефлекс, установилась ли необходимая связь между командой и действием собаки, произносят команду "сидеть", используя только условный раздражитель.

Если условный рефлекс образовался, собака выполнит команду. А это значит, что команда "сидеть" заменила собой безусловный раздражитель.

Если же на поданную команду не последует нужного действия, значит, условный рефлекс еще не образовался и дрессировщик обязан повторить весь процесс сначала, используя при этом непосредственный и условный раздражитель.

Мы вновь подчеркиваем, что в данном случае правильное сочетание между непосредственным и условным (заменяющим) раздражителями является крайне необходимым условием для успе?ного обучения.

Следовательно, при образовании условного рефлекса непосредственным (безусловным) раздражителем является тот раздражитель, который вызывает само действие, а условным - звуковая команда или жест. Чередованием раздражителей и отрабатывают у собак те или иные навыки. Нельзя забывать, что при отработке навыков на основе принуждения команду (сигнал) следует применять перед болевым ощущением. Например, при отработке навыка ходить рядом с дрессировщиком команду "рядом" нужно произносить (с повы?енной интонацией) перед рывком поводка.

Только при такой последовательности процессов воздействия собака, услы?ав команду "рядом", поспе?ит занять правильное положение у левой ноги дрессировщика. Если же дрессировщик вначале будет производить рывок поводком, а затем произносить слово "рядом", то оно не будет восприниматься собакой как команда.

В практике дрессировки собак применяются следующие методы:

1. Так называемый механический метод. При этом воздействуют на собаку раздражителями, причиняющими собаке неприятные (болевые) ощущения.

2. Вкусопоощрительный, где вся дрессировка построена исключительно на лакомстве, без принуждения. Таким методом, в основном, пользовался покойный Владимир Дуров.

3. Контрастный метод, в котором при воздействии на собаку участвуют механические и пищевые раздражители.

4. Метод подражания, основанный на способности собаки "перенимать" действия других собак.

Как известно, одинаковых собак нет: у одной условный рефлекс образуется сравнительно быстро, у другой - медленнее.

?ногда дрессировщик долго трудится, чтобы вызвать у собаки лай на команду; здесь можно применить метод "перенимания", совместить занятия плохо работающих собак с хоро?о работающими.

В процессе дрессировки собак применяют различные раздражители, которые, как и рефлексы, делятся на безусловные и условные.

К безусловным раздражителям относят пищу, рывок поводком, удар хлыстом и другие приемы, вызывающие болевые ощущения. Приемы, причиняющие боль, вызывают только оборонительную ответную реакцию. Разные по силе болевые раздражители применяют в зависимости от индивидуальных особенностей, обусловленных типом выс?ей нервной деятельности, и чаще всего только как фактор принуждения или запрещения.

К условным раздражителям относятся все словесные команды, жесты и другие звуковые и зрительные сигналы. ?ми пользуются для управления поведением собаки во время занятий и использования на службе.

Команды подразделяются на основные и вспомогательные. К основным относятся такие, на которые у собак вырабатывают основной навык. Вспомогательные команды используются только для образования дополнительного условного рефлекса.

ВЛ?ЯН?Е ВНЕШН?Х УСЛОВ?Й НА ДРЕСС?РОВКУ

Практические занятия по дрессировке собак проводятся в различных условиях местности, в разное время года и суток. Вне?ние условия, в которых проводятся занятия, по-разному влияют на ход дрессировки и ее результаты.

Одни явления вне?ней среды способствуют ускорению и закреплению отрабатываемых навыков, другие затрудняют этот процесс. Если на участке местности, где проводятся занятия, окажется много отвлекающих раздражителей, работа будет затруднена. Вырабатываемые условные рефлексы под воздействием сильных отвлекающих раздражителей будут затормаживаться и собака откажется повиноваться дрессировщику.

Отвлекающие раздражители бывают как вне?него, так и внутреннего происхождения, и все они в одинаковой мере относятся к явлениям, вызывающим отвлечения. Например, ?ум выстрелов, дома?ние животные, находящиеся вблизи места дрессировки, состояние здоровья дрессируемой собаки - все это в равной мере отвлекает собаку. Степень воздействия отвлекающих раздражителей зависит от прочности выработанного условного рефлекса.

Жара и холод являются сильным отвлечением, влияющим на физиологическое состояние. Они снижают заинтересованность к проводимым занятиям. При высокой температуре воздуха собака быстро утомляется и становится неработоспособной. Поэтому в летнее время занятия следует начинать рано утром. При этом переход к повы?енной температуре полудня происходит постепенно, и собака легче приспосабливается к жаре. Очень низкая температура зимой также отрицательно сказывается на работе собаки - она настолько трудно переносит холод, что зачастую отказывается отвечать на сигналы дрессировщика. Отвлекающие факторы физиологического характера: усталость, голод, присутствие суки в период пустовки и т.п. - отрицательно влияют на дрессировку.

Борьба с подобными видами отвлечений особенно трудна, так как они относятся к явлениям физиологического характера и установить их можно только более сильными средствами воздействия.

Дрессировать (французское слово) означает обучать животных реагировать определенным образом на те или иные условные раздражители. Поэтому слова "обучать" и "дрессировать" мы всюду употребляем как синонимы.

СЛОВАРЬ ТЕРМ?НОВ: дрессировка, рефлекс, раздражитель, метод дрессировки, рефлекторная дуга, торможение, возбуждение, реакция поведения, условный рефлекс.

САМОКОНТРОЛЬ. Какие вы знаете раздражители? Что такое дрессировка? Какими методами дрессировки пользуются при обучении собаки? Что такое ''принуждение" и "запрещение"? Какова роль ВНД в обучении собак?

К Оглавлению

-->
Знак Вашего престижа Знак Вашего престижа
© ЗАО «Лаборатория Массмедиа», 2002–2005
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

«Обращение к пользователям»